+7 927 77 44 333, office@arena-tlt.ru
г. Тольятти, ул. Ботаническая 7а, бокс 39
 
Ремонт автомобилей ВАЗ Lada  Ремонт автомобилей audi  Ремонт автомобилей bmw  Ремонт автомобилей chevrolet   Ремонт автомобилей ford  Ремонт автомобилей honda  Ремонт автомобилей hyundai  Ремонт автомобилей kia  Ремонт автомобилей mazda  Ремонт автомобилей nissan  Ремонт автомобилей opel  Ремонт автомобилей renault  Ремонт автомобилей toyota  Ремонт автомобилей volkswagen   Ремонт автомобилей citroen


Про масло.

Чтобы не забивать голову мудреными терминами (хотя без них все-таки не обойтись) поясним так. Первая группа – это то, что принято именовать «минералкой», получено методом дисциляции. Вторая – продукты гидроочистки. Третья – результат жесткого гидрокрекинга и изодепарафинизации. Четвертая – следствие реакции олигомеризации – полиальфаолефины. При этом в одних странах обиходно к «синтетике» относят все, что начинается с третьей группы, в других с четвертой.

При этом как отмечает Горбунов Сергей, кандидат технических наук, деление масел на «синтетические» и «полусинтетические» с пропорцией содержания синтетических компонентов в них никак не связано. Это всего лишь маркетинговый ход – потому что так продавать легче – но он, правда, во многом базируется на технологии производства моторных масел. Изначально «синтетикой» называли только полиальфаолефиновые или эстеровые масла. Например, Motul в 90-х гг. прошлого века выбрала комплексные эстеры в качестве наиболее перспективного вида базовых масел, поскольку они обладают усиленной адсорбционной способностью. А Mobil сделала ставку на ПАО.

С Сергеем Горбуновым согласен Виктор Переверзев, директор по развитию, «Волгаресурс»: «полусинтетика» – название очень обиходное, по сути – это сленг. Оно совсем не говорит о том, что в масле содержится 50% синтетического компонента. Его появление связано с необходимость продавать определенные продукты – когда синтетика только появилась на рынке, потребители отнеслись к ней весьма настороженно и боялись использовать в старой технике, опасаясь, что из-за меньшей вязкости она польется «из всех щелей». Тогда и была придумана эта компромиссная форма – «полусинтетика» как некий промежуточный этап между минералкой и синтетикой.

Однако – и это второе не менее шокирующее для многих откровение – даже продукты четвертой группы – это все равно производные нефти и углеводородов. В чистом виде синтетические масла (как некие субстанции, изготовленные исключительно из синтетических компонентов) – это очень узкий сегмент, очень дорогой и для гражданских автомобилей практически недоступный.

Но теперь собственно – а что нам из этого? Какая польза от всех этих откровений простым людям? А вот в чем: основные отличия в области потребительских качеств между ПАО и маслами, полученными путем гидрокрекинга или изодепарафинизации, то есть между третьей и четвертой группой – это именно низкотемпературные свойства.

ПАО обычно изначально сохраняет свои характеристики до –60°C, базовые масла третьей группы – до –45°C. Но ниже в обычной жизни и не надо. Так что делаем вывод – если мы не собираемся штурмовать Северный полюс ближайшей зимой, то и незачем нам запредельные низкотемпературные свойства.

Теперь о сроке службы. Так вот, современные установки изодепарафинизации позволяют произвести продукты ничем не уступающие по термоокислительной стабильности (это как раз срок службы смазочных материалов) ПАО.

Базовые масла потому так и называются, что они являются основой и на 90% определяют качество и свойства конечного продукта, но прежде чем они станут готовым смазочным материалом, в них добавляют различные присадки, улучшающие и закрепляющие положительные свойства базовых масел и придающие им новые дополнительные свойства. Большинство изготовителей смазочных материалов сами не производят базовые масла и закупают их у других компаний.

Перечислим основные присадки, используемые для изготовления моторных масел:

Назначение присадок Достигаемый эффект
Понижение температуры застывания масла Улучшают текучесть масла при низких температурах.
Повышение индекса вязкости Снижают зависимость вязкости масла от температуры.
Моюще-диспергирующие добавки Поверхностно-активные вещества, смывающие нагар и отложения на деталях двигателя, препятствующие залеганию поршневых колец и засорению масляных каналов.
Противоизносные присадки Снижают механический износ деталей, работающих под большой нагрузкой, за счет упрочнения смазывающей пленки и улучшения ее прилипания к трущимся поверхностям.
Противопенные присадки Препятствуют образованию пены в масле, ухудшающей распределение масла по каналам и его теплопроводность.
Противоокислительные присадки Препятствуют окислению масла при высоких температурах. Окисление приводит к увеличению вязкости масла и образованию твердых отложений.
Антикоррозийные присадки Препятствуют коррозии металлических частей под воздействием конденсата и паров воды, образующихся при сгорании топлива и попадающих в двигатель с воздухом и топливом.
Щелочные присадки Нейтрализуют кислотные продукты горения топлива, образующиеся при взаимодействии окислов серы и азота в отработавших газах с парами воды и вызывающие разрушение металлических деталей двигателя.

Итак обобщим: Моторные масла можно разделить на 4 основные категории:

  1. Минеральная база - изготовлена методом дисциляции.
  2. Минеральная база - улучшенная методом гидрокрекинга.
  3. Минеральная база - улучшена методом глубокого гидрокрекинга и изодепарафинизации.
  4. Синтетическая база - изготовлена методом синтеза.

Несколько слов о технологии производства и свойствах различных базовых масел. Как уже было упомянуто, основой производства смазочных материалов служат минеральные и синтетические базовые масла. Минеральные базовые масла являются продуктом многоступенчатого процесса переработки сырой нефти, которая весьма неоднородна по своему составу и содержит массу всевозможных углеводородных соединений, а также различных неорганических примесей. На перерабатывающем заводе нефть последовательно проходит очистку, перегонку, два вида ректификации (атмосферную и вакуумную), экстракцию ароматических углеводородов и депарафинизацию.

Немного подробнее о технологическом процессе. На этапе очистки из сырой нефти удаляется вода и механические примеси, затем нефть проходит трубчатую печь, где нагревается до 350оС и испаряется. Пары нефти поступают в ректификационную колонну, в которой происходит их конденсация при различных температурах для разделения нефти на фракции в зависимости от размеров молекул компонентов. Из наиболее «легких», летучих фракций получается бензин, из более «тяжелых» – керосин, дизельное топливо и, наконец, мазут, который вновь подвергается сильному нагреву и ректификации при пониженном давлении. На этом этапе отделяются масляные дистилляты разной вязкости, представляющие собой смеси так называемых парафиновых, нафтеновых и ароматических углеводородов. Первые две группы углеводородов являются отличными смазывающими материалами, а ароматические углеводороды вредны как для двигателя автомобиля, так и для окружающей среды, поэтому большая их часть удаляется из масляных дистиллятов путем экстракции органическими растворителями. Затем на центрифугах отделяются тяжелые парафины, и в результате получается несколько видов простейших минеральных базовых масел, используемых в дальнейшем для изготовления недорогих сортов смазочных материалов.

Более глубокая переработка масляных дистиллятов осуществляется с помощью процесса гидрокрекинга, т.е. насыщения исходного сырья водородом при высоком давлении и температуре. В результате этого тяжелые парафины преобразуются в более легкие, ароматические соединения превращаются в нафтены, а также удаляются сера и другие элементы, вредные для свойств масел. В итоге получается более чистое, но и более дорогое минеральное базовое масло с очень высоким индексом вязкости , или, как его называют – “масло VHVI” (Very High Viscosity Index). Эти масла иногда ошибочно называют «полусинтетическими», тогда как на самом деле это улучшенные минеральные масла, по своим свойствам приближающиеся к синтетическим. Дальнейшая изодепарафинизация продукта ведет к появлению продуктов третьей группы, которую, например американский институт нефти (API), классифицирует как "синтетика". Процесс химического синтеза как таковой при их производстве не применяется.

Наиболее качественными, чистыми и стабильными являются синтетические базовые масла, которые вырабатываются исключительно путем химического синтеза. К этой группе смазочных материалов относятся синтетические парафины, сложные эфиры, полиалкиленгликоли и некоторые другие вещества. Наибольшее распространение имеют полиальфаолефины (ПАО), вырабатываемые из этилена - газа, являющегося побочным продуктом перегонки нефти. В химических реакторах при определенных условиях происходит полимеризация этилена - образование цепочек из молекул, которые затем подвергаются воздействию водорода при повышенном давлении, в результате чего и образуются ПАО. Синтетические масла не содержат никаких посторонних примесей, ухудшающих их свойства, поэтому они отличаются широким диапазоном рабочих температур, высокой стабильностью свойств, замедленным процессом «старения».

Синтетические масла практически не образуют нагара и смолистых отложений на деталях двигателя, имеет низкую испаряемость, что способствует увеличению ресурса двигателя и снижению эксплуатационных расходов.





Автор статьи: неизвестен



Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на наш сайт обязательна!


 
global-messages